Меры предосторожности при обслуживании АКБ

Автомобильные аккумуляторы любого типа имеют примерно одинаковую конструкцию. Источники питания включают в себя корпус, электроды, изготовленные из сплава свинца с другими элементами, а также электролит. Даже такая примитивная схема позволяет оценить степень опасности, которая возникает при обслуживании АКБ. В частности, это непосредственно относится к электролиту, который состоит из дистиллированной воды и серной кислоты.

 

Химическое соединение H2SO4 (кислота, входящая в состав электролита) вещество чрезвычайно едкое, токсичное. Даже при вдыхании ее паров поражаются внутренние органы, особенно слизистая оболочка. Как следствие – химические ожоги высшей степени. Концентрация  H2SO4 в воздухе 0,008 мг/л считается потенциально опасной для жизни.

 

Отсюда правило №1. При замене электролита или доливке воды в банки аккумулятора автомобильного необходимо надевать резиновые перчатки, а полость рта защищать респиратором. Кроме того, следует позаботиться о защите кожных покровов других частей тела – ни в коем случае не работать в открытой одежде. Кстати, производить обслуживание автомобильных аккумуляторов рекомендуется вне помещения. В противном случае гараж должен хорошо проветриваться.

 

Зарядка АКБ вызывает химическую реакцию, в процессе которой выделается водород. Каждый, кто тщательно учил химию в школе, помнит, что водород + кислород = взрывоопасная смесь.  При возникновении искры или наличии открытого пламени она мгновенно воспламеняется. Если это происходит в замкнутом пространстве корпусаавтомобильного аккумулятора, возможен взрыв. Среди причин возгорания смеси водорода и кислорода можно назвать два фактора:

 

  1. Статическое напряжение. Его накопление и разряд может быть вызвано даже трением синтетической одежды о металлические, пластиковые и другие предметы.

  2. Искра, возникающая при отсоединении или присоединении клеммы к контакту АКБ.  

 

Исходя из этого, можно сформулировать правило №2. Подключать и отключать автомобильный аккумулятор следует в резиновых перчатках, делать это с открытыми крышками банок категорически запрещается. Сила взрыва при воспламенении смеси водорода и кислорода может быть такой силы, что остатки разорвавшегося корпуса травмируют лицо и другие части тела. Если к этому добавить то, что вместе с осколками разлетается и электролит, содержащий серную кислоту, ущерб для здоровья может быть непоправимым. К сожалению, в России статистика взрывов АКБ не ведется. Но склонные к тщательному анализу американцы подсчитали, что за год в бытовых условиях взрывается около 10 000 батарей. То есть, в группу потенциального риска попадают многие владельцы авто.

 

Правило №3 – заряжать автомобильные аккумуляторы следует только теми устройствами, которые предназначены для соответствующей батареи. Нельзя использовать кустарно собранные приборы, осуществлять длительную зарядку током повышенной силы. Нормальным считается соотношение емкости и силы тока 1:10. То есть, аккумулятор емкостью 55 Ампер часов необходимо заряжать током 5.5 Ампер. Это правило не относится к специальным режимам зарядки, которые предусмотрены в некоторых современных устройствах. Однако в этом случае функция включается автоматически, то есть все регулировки заложены в базу данных прибора.

 

В заключение стоит уделить несколько строк мерам предосторожности во время отключения и подключения АКБ на машине с работающим двигателем. Для того чтобы избежать проскакивания искры между электродом и клеммой, рекомендуется максимально снизить уровень потребления электричества. То есть, нужно отключить все  электроприборы, включая кондиционер, фары, приемник и пр. Связано это не столько с угрозой здоровью человека, сколько с опасностью поломки регулятора напряжения. К тому же, на современных автомобилях при работающем двигателе отключать АКБ вовсе запрещается. Это обусловлено тем, что вследствие такой операции может выйти из строя дорогостоящее «бортовое» оборудование. Также не рекомендуется запускать двигатель методом прикуривания при включенном зажигании на «автомобиле-доноре». Причины  - те же. 

Статьи