Из чего делают авто шины: резина и ее составляющие

Разработка и производство авто шины – процесс многогранный и чрезвычайно сложный. В него вовлечено огромное количество людей, представители самых неожиданных профессий, начиная с конструкторов и инженеров, заканчивая физиками и химиками. Причем, последним из них отведена едва ли ни главенствующая роль. Причины такого положения дел очевидны – производители покрышек делают резину, а резина – продукт химический, синтезированный.

 

Несмотря на то, что рецептуры приготовления резинотехнической смеси для производства тех или иных марок и даже моделей шин держатся в строжайшем секрете, основные компоненты состава известны. И тайны из этого делать не имеет никакого смысла. Изменения основы компаунда достигаются, как правило, за счет добавления целого ряда компонентов, выполняющих различные функции. В целом же, технология приготовления смеси за несколько десятилетий практически не изменилась. Но даже в базовом варианте рецепта количество «ингредиентов» может достигать 20. Согласитесь, это немало. Поэтому, мы остановимся лишь на самых важных из них.  

 

Прежде всего, стоит вспомнить, что такое резина? Правильно! Это каучук, который может иметь растительное или синтетическое происхождение. Если говорить о натуральном сырье, то каучук представляет собой высушенный сок гевеи, растущей в Латинской Америке. Синтезированный материал производится из нефти, он пришел на смену натуральному каучуку примерно 80 лет назад, после того, как был предложен к использованию в качестве альтернативы немецкими учеными. Отметим, что общее название искусственный каучук не отражает всего разнообразия смесей, которые применяются для производства разных частей покрышек. Впрочем, говорить об окончании эры натуральных материалов пока еще не приходится. Даже, несмотря на широкое распространение изопренового каучука, высушенный сок бразильского дерева до сих пор актуален в шинной промышленности.

 

Второй по количественным показателям элемент состава шинного компаунда – углерод технический или, говоря простым языком, сажа. На его долю приходится примерно 30% всей смеси. Для чего используется углерод? По сути, это скрепляющий на молекулярном уровне компонент смеси, действующий на молекулярном уровне. Без использования сажи авто шины были бы недолговечными, непрочными и отличались бы повышенным износом. Сегодня вместо технического углерода все чаще используется сера. Но выбор того или иного компонента – скорее, вопрос «религии» и экономической целесообразности. С технологической точки зрения разница невелика.   

 

Еще одна альтернатива техническому углероду – кремниевая кислота. Она используется в качестве замены сажи по той простой причины, что последняя постоянно дорожает. Впрочем, это решение до сих пор вызывает определенные споры в кругу профессионалов, и связаны они с тем, что кремниевая кислота при более низкой прочности обладает более высокой способностью к сцеплению с мокрой поверхности дороги. То есть, теряя в износостойкости, мы обретаем лучшее сцепление. Кстати, вулканизация таких авто шин происходит при помощи перекисей, и покрышки такие при эксплуатации наносят меньший вред окружающей среде.

 

В качестве добавок для приготовления компаундов практически всегда применяются различные масла и смолы. Они выполняют смягчающую функцию, что особенно важно при производстве зимней резины. Также отметим  оксид цинка и другие ускорители вулканизации,  наполнители «экологического»  плана, позволяющие уменьшить коэффициент сопротивления качению и добиться повышения топливной экономичности.  

 

В заключение отметим, что сам по себе факт присутствия в резине кремниевой кислоты, крахмала кукурузы или других модных добавок, на которых, в основном, и делается реклама, еще ничего не значит. Важно изобрести, а потом и соблюсти рецепт, который бы с применением этих компонентов обеспечил превосходные характеристики авто шины. А это удается далеко не всем производителям. Поэтому доверять стоит тестам и реальным отзывам потребителей, а также мнению профессионалов, которые всегда порекомендуют оптимальный вариант покрышек на любой бюджет и для любых условий эксплуатации. 

Статьи