Технологии балансировки колес: основные отличия, преимущества и недостатки

Современные транспортные средства, развивающие значительные скорости и комплектуемые высокоточными системами безопасности, нуждаются в тщательной балансировке колес. От этого зависит не только комфорт, колебания колеса во время движения приводят к поломкам ходовой части, негативно сказываются на безопасности эксплуатации машины. Именно поэтому, при выборе шиномонтажной мастерской, мы рекомендуем поинтересоваться у мастера, на каком он работает оборудовании. Вместе с опытом и квалификацией шиномонтажника это имеет огромное значение. Почему? Читайте далее.  

 

Профессионалы знают, что новая веха в шиномонтажном деле началась с создания немецкой компании HAWEKA во второй половине прошлого века. Это фирма, которая разрабатывала и производила балансировочные стенды. И основной ее задачей на тот момент было упрощение системы крепления колеса, а также повышение точности балансировочных операций. Важной вехой в развитии этого направления отрасли стал 1969 год, когда инженеры HAWEKA представили миру уникальную на тот момент центровочную систему, предполагающую использование конуса. Несомненно, это был прорыв. Система была эффективна и славилась невысокой ценой, поэтому она получила широчайшее распространение в мире. Впоследствии она была несколько раз модифицирована, а эволюция системы в целом выглядит следующим образом:   

 

Первым «детищем» HAWEKA стала простая, достаточно точная и недорогая центровочная система «Стандарт». В ее состав входят два конуса (задний и передний), которые обеспечивали значительное сокращение времени балансировки и относительно высокую точность, как для 1969 года. Однако некоторым недостатком «Стандарта» являлось то, что центровку колеса на валу стенда за один раз было произвести крайне сложно, особенно, если проецировать ситуацию на диски из разных металлов. Это было обусловлено тем, что в реальных условиях эксплуатации конические ступицы не используются.

 

Поэтому осуществить корректную центровку на валу и вывести баланс в «ноль» не позволяет несколько важных факторов. Это, среди прочего, некруглая форма центрального отверстия стального колесного диска (вернее, круглая, но не идеально).  Как показывает практика, при весе в 20 килограмм диск, имеющий смещение ЦО всего на 0.2-0.3 миллиметра,  получает дисбаланс, равный 6-8 килограммам. Таком образом, страдает воспроизводимость параметров.   

 

Вы можете отметить, что центральное отверстие качественного литого диска, как правило, идеально ровное, круглое. Это верно. Однако при конусной системе крепежа поверхность диска соприкасается с крепежным элементом полностью, а он имеет грубую, недостаточно хорошо обработанный верхний слой. Это значит, что материал «литья» портится, попросту царапаясь или деформируясь под воздействие стального, более плотного конуса. Вследствие износа, в процессе затягивания зажимной гайки силы трения между конусом и фаской центрального отверстия  не дают возможность занять колесу надлежащее положение.     

 

Учтя все негативные стороны «Стандарта», компания HAWEKA выпустила на рынок модифицированную версию балансировочной системы под названием «Стандарт Плюс». В ее состав уже входило три обязательных элемента, а именно: гайка для зажима, конус и фланцевый адаптер. Причем, здесь конус играет роль направляющей детали, при помощи которой колесо центрируется лишь на предварительном этапе. Таким образом, удалось добиться практически полной имитации реального положения диска на ступице. За счет наличия съемных  пальцев, смена адаптеров происходит максимально быстро, работать на таком оборудовании стало проще, а балансировка отличается неплохими результатами. В комплект системы входит несколько адаптеров, что дает возможность балансировать колеса в широком спектре типоразмеров.

 

Разумеется, на рынке предлагаются и другие системы. Поэтому, не найдя в мастерской балансировочного стенда HAWEKA, отказываться от ее услуг сразу не стоит. Поинтересуйтесь технологией балансировки, особенностями оборудования, узнайте, насколько точным может быть баланс и не приведут ли такие работы к повреждению поверхности литых колесных дисков. Эта информация поможет принять вам верное решение.  

 
 
Статьи