Доверяй, но проверяй: тесты моторных масел

Какому бренду отдать предпочтение при выборе моторного масла? Вопрос не праздный. От эксплуатационных свойств этого важного продукта непосредственно зависит надежность, ресурс, степень экономичности и КПД мотора. Следовательно, пренебрегать советами экспертов ни в коем случае не стоит. Тесты продукции – неотъемлемая часть цивилизованного рынка. Они помогают потребителю определиться с выбором, производителю – улучить качества своей продукции. Разумеется, не все испытания проводятся объективно. Это сегодня ни для кого не является откровением. Но существует ряд авторитетных изданий, общественных организаций и научно-исследовательских центров, репутация которых находится вне всяких сомнений. Каковы критерии оценки масел?  Какие параметры, и при каких условиях учитываются экспертами? Об этом и многом другом мы предлагаем поговорить в данной статье.

 
Под микроскопом
 
Масло – тот продукт, который невозможно проверить без тщательного анализа состава. Таким образом, первым этапом любого теста является тесты физико-химических параметров продукции. Многие из них проводятся в лабораторных условиях. Рассмотрим лишь некоторые, основные параметры, исследуемые специалистами:
 
  1. Кинематическая вязкость. Значение этого параметра определяется в капиллярных вискозиметрах. Причем, оптимальной средой для тестирования масла по кинематической вязкости является температурный режим, соответствующий 100 градусам Цельсия. Для тестов используется термостат. В приборе поддерживается постоянная температура, после чего в жидкость погружается вискозиметр. Вязкость после этого рассчитывается по специальной формуле. Наряду с кинематической вязкостью, экспертами устанавливается безразмерный показатель в виде индекса этого параметра. При повышении данного индекса автоматически уменьшается степень зависимости индекса вязкости от температурной среды. Наряду с этим, измеряется и динамическая вязкость масла.
  2. Щелочное число. Измерение данного параметра позволяет определить состав и количество присадок, используемых производителем для изготовления масла из минерального сырья. Ничего плохого в самом факте наличия дополнительных компонентов нет. Присадки позволяют решить целый ряд специфических и достаточно сложных задач, как то изменение кислотности смеси. В процессе тестирования масло разбавляют соляной кислотой в определенной пропорции, после чего вводят щелочь, одновременно измеряя напряжение.
  3. Температура вспышки. В ходе этого испытания масло постепенно увеличивается на 2°С/мин. Над емкостью устанавливается зажженный фитиль, вспышка которого свидетельствует о критическом нагреве состава. Это и есть  параметр, под названием «температура вспышки в открытом тигле».
  4. Дисперсность. Испытания моторного масла этого типа позволяют определить степень устойчивости против окисления. В ходе теста определяется уровень содержания в составе частиц загрязнения. Масло с низким уровнем дисперсности – идеально. Оно не вызывает отложений в двигателе, способствует увеличению его ресурса.
  5. Уровень золы в масле. Взглянув на старый мотор в разобранном виде, на некоторых его деталях можно обнаружить нагар. Это явление крайне негативное, приводящее к преждевременному выходу из строя силового агрегата. Нагар и зола в моторном масле – понятия  неразделимые. Другое дело, насколько велико содержание этого компонента в смеси? Это определяется методом взвешивания остатка, полученного при сжигании масла в присутствии серной кислоты.
 
Кроме того, среди наиболее распространенных тестов можно отменить измерение плотности, окислительной стабильности, динамики изменения вязкости. Чем более авторитетно издание, проводящее испытания, тем большее количество тестов присутствует в обязательной программе.
Статьи